Об особенностях Псковской архитектурной школы

Талант, изобретательность и художественное видение псковских зодчих, а также свободолюбие местного населения и готовность отстаивать целостность своей земли отразились на формировании ценностей и художественных решений Псковской школы архитектуры. Изучение  данных ценностей, концепций  и художественных решений архитектурного творчества местных мастеров является необходимым для выявления уникальных специфических черт, присущих местной архитектурной традиции.

В этой связи, краеугольной чертой Псковской школы архитектуры считается единство и многообразие форм при одновременной простоте и сходстве памятников, которые одновременно сочетаются с концепциями материальности и органичности: компактные объемы, простые строительные материалы, лаконичность стен, общая сдержанность и немногословность, отсутствие нефункциональных частей конструкции и внешней декоративности.

Материальность псковских памятников, их объем, фактура поверхности, явная весомость определяют характерную масштабность всех памятников: даже небольшие пристройки выглядят значительными в общем ансамбле здания благодаря приему «живописного равновесия», которым пользовались псковские мастера. Асимметрия зданий подчеркивает органичность псковской архитектуры, которая выражает движение: с одной стороны - действие внутренних сил и несущей конструкции; с другой - процесс формирования самого памятника во времени; с третьей - внутреннее движение, происходящее в памятнике - его функция.

Неровная поверхность светлых стен, а именно их цветовое и структурное решение, усиливает пластику и объем, придает псковским постройкам скульптурность, монолитность и простоту, подчеркивает их фактуру.

Стойкая строительная традиция, выраженная в простоте и функциональности, реалистическом подходе к решению функциональных и художественных задач находит свое отражение в интерьере псковских построек, является выражением демократического уклада средневекового Пскова и его суровой военной жизни.

Одна из базовых ценностей Псковской школы архитектуры - это трепетное отношение к окружающей природе, умение вписаться в окружающий ландшафт и стать его художественным воплощением. Органичность архитектурных форм, масштабные решения, умелое расположения в рельефе – одна из эстетических особенностей памятников Пскова.

Таким образом, базовые ценности, лежащие в основе развития самобытной Псковской школы архитектуры - простота, функциональность, ограниченность и органичность, обусловили развитие целого ряда художественных приемов, уникальных для Псковских мастеров, которые отражаются в единстве и многообразие форм, масштабности, асимметрии, в цветовых и структурных решениях, примененных при строительстве памятников Пскова. 

Своего расцвета Псковская архитектурная школа достигает к XV-XVI векам. Слава об архитектурном гении псковских зодчих распространяется за пределами Псковской республики: в XV-XVI веках псковских мастеров приглашают в другие земли Руси. В 1484-1488 годах псковичи восстанавливают церковь Ризположения в Москве после пожара. В 1484-1489 годах псковские мастера занимаются строительством Благовещенского собора в Кремле – во внешнем облике и архитектуре здания отчетливо видные черты псковской архитектуры (крытая галерея, киотцы, поребрики, бегунцы). Также псковские зодчие участвуют в строительстве собора Василия Блаженного на Красной площади в 1555-1561 годах (архитектурный ансамбль площади был внесен в Список объектов Всемирного наследия в 1990 году) и Духовской церкви Троице-Сергиева монастыря в 1476 году. В этот же период псковичей приглашают в Свияжск и Казань.

 После взятия Казани в 1552 году Иваном Грозным Казанское ханство начинает новый этап истории уже в составе Русского государства. Для продвижения православия и русской государственности на вновь присоединенных мусульманских землях принимается решение о возведение монументальных православных храмов на новых территориях. С 1556 по 1560 годы псковские архитекторы создают выдающийся архитектурный объект, внесенный в 2017 году в Список объектов Всемирного наследия – Успенский собор острова-града Свияжска. В 1556-1562 года по приказу Ивана Грозного псковские мастера восстанавливают стены и башни Казанского кремля (Казанский Кремль внесен в Список объектов Всемирного наследия в 2000 году). Руководят работами постник Яковлев и Иван Ширяев (они также возглавляли строительство собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве). Всемирно признанные архитектурные шедевры псковских мастеров подтверждают выдающуюся ценность уникальной псковской средневековой архитектуры.

Псковская архитектура нашла свое отражение в храмовой архитектуре представителей русской культуры и сторонников Белого движения («Белая армия»), иммигрировавших за рубеж после Октябрьской революции 1917 года и поражения в Гражданской войне (1918-1922 годы). При отсутствии больших финансовых возможней простая и лаконичная псковская архитектура была доступна для выполнения в новой интерпретации, поэтому белогвардейская архитектура за рубежом ассоциируется прежде всего с псковским средневековым зодчеством. Храм Мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро в Бразилии (1935-1937 годы) по проекту инженера Константина Трофимова в стиле псковских храмов XIII века, церковь Пресвятой Троицы в Белграде в Сербии (1923-1924 годы) по проекту военного инженера В. В. Сташевского и церковь Успения Божией Матери на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем (1938-1939 годы) по проекту архитектора Альберта Бенуа, возведенные в псковском стиле XV века – одни из многочисленных примеров влияния Псковского средневекового зодчества за пределами России.

Псковская средневековая архитектура повлияла на развитие отечественной архитектуры в конце XIX – начале XX веков: в этот период доминирует так называемый русский (другое название – псевдорусский) стиль архитектуры, который подразумевает возвращение к истокам архитектуры, использование древнерусских традиций архитектурных школ, декоративных форм и элементов древнерусского зодчества. Особенно архитекторы этого новаторского направления с уклоном на старину полюбили псковский стиль архитектуры. Одни из иконических примеров

влияния псковского зодчества на псевдорусский стиль архитектуры России – Церковь Спаса Нерукотворного в селе Абрамцево авторства Виктора Васнецова, (1881-1882 годы) с характерной звонницей над входом и церковь Живоначальной Троицы в поселке Бехово авторства Василия Поленов,а (1904-1906 годы) с динамичным построением и лаконичностью объемов, присущих псковской школе.

Выдающийся русский и советский архитектор Алексей Щусев (1873-1949), автор всемирно известных работ (Мавзолей Ленина, Гостиница «Москва», здание НКВД (ФСБ) на Лубянке) в своих произведениях также нередко прибегал к опыту средневекового псковского зодчества: Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1912 годы), ориентированный на псковские церкви XII-XIV веков; монументальный Троицкий собор Почаевской Успенской лавры (1905-1912 годы); Патриаршее подворье Святого Николая Чудотворца в итальянском городе Бари (1913-1915 годы) в стиле псковско-новгородского зодчества XV века.

Простая, но одновременно изысканная псковская архитектура послужила вдохновением для одного из самых ярких представителей русского символизма и модерна – всемирно известного русского художника Николая Константиновича Рериха (1874-1947), который посвятил памятникам псковского зодчества XV – XVII часть своих произведений: на его полотнах можно увидеть храмовую архитектуру Пскова с его отличительными звонницами («Успенская Пароменская церковь во Пскове» начала 1900 года), выдающуюся красоту ландшафтов Пскова («Старый Псков» 1904 год, «Псков. Вход в город» 1922 год, «Псков» и «Древний Псков» 1935–1936 годы) и архитектуру XVII века («Псков. Окна старого дома» 1903).